Научно-консультативное сопровождение площадки
- Чумичева Раиса Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Почетный работник ВПО
- Соловей Елена Юрьевна – кандидат исторических наук, директор АНО ДПО Институт образовательных технологий
- Пахоменко Анастасия Андреевна – старший воспитатель детского сада № 157 МАДОУ «Радость», г. Нижний Тагил, Свердловская область
Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность
Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
В связи с этим, детским садам необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования
Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования
Создание картинной галереи в детском саду.
Гипотеза исследования
Условиями эффективности развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста является:
- отбор методик, технологий по формированию предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства детьми дошкольного возраста;
- организация эффективных форм взаимодействия детей и взрослых (родителей);
- организация картинной галереи в детском саду.
Цель и задачи исследования
Цель: Организация картинной галереи в детском саду, которая позволит сделать творения великих художников доступными, приобщить всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи, повысить их общекультурный уровень.
Задачи:
- проанализировать действующие комплексные программы дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству;
- проанализировать современную развивающую предметно-пространственную среду ДОО по ознакомлению детей с живописью;
- разработать методические рекомендации по организации картинной галереи в детском саду;
- разработать сценарии мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.
Выявление, экспертиза, трансляция инновационных практик по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству.
Направления экспериментальной работы
Направление деятельности инновационной площадки:
- повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
- апробация инновационных форм продуктивного взаимодействия науки и практики для решения задач по приобщению всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи;
- разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду;
- разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.
Используемые методики
- Метод системного подхода
- Технология интеллект-карт
- Модель трех вопросов
Предполагаемые результаты
- Создание методических рекомендации по организации картинной галереи в детском саду
- Разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству